Еврейская Пасха или Песах
С заходом солнца иудеи всего мира начинают праздновать еврейскую Пасху – Песах – праздник весны (хаг ха-авив) и свободы, связанный с исходом (агада) евреев из Египта.
Отмечать его начинают накануне 15 числа месяца нисана (по еврейскому лунному календарю), выпадающего на март-апрель (по Григорианскому календарю). Считается, что именно в этот день около 1200 года до нашей эры пророк Моисей вывел израильтян из Египетского царства, освободив их от 400-летнего рабства.
Слово «песах» (пасха) имеет два значения: «прохождение мимо» и «переход». Двойственна и трактовка праздника. Помимо перехода израильтян, ведомых Моисеем, через Чермное (Красное) море, вспоминается еще одно событие, предшествовавшее исходу евреев из Египта.
По ветхозаветному преданию, фараон упорно не дозволял израильскому народу уйти, и тогда в одну ночь Господь поразил первенца в каждой семье египтян. Еврейским же семьям перед этой «казнью египетской» было велено заколоть по ягненку и кровью его помазать косяки дверей. Видя такой знак, ангел смерти проходил мимо домов иудеев. Только после гибели египетских первенцев фараон разрешил евреям покинуть Египет.
Последователи иудаизма отмечают пасху восемь дней. На протяжении всей недели в пищу не употребляется ничего квасного (хамец). Перед Песахом все квасное собирается и сжигается или продается иноверцу. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять только после специальной обработки в огне или кипящей воде.
Кульминационным моментом празднования еврейской Пасхи является вечерняя трапеза (седер), которая устраивается в первую и во вторую ночи праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об исходе из Египта. На столе обязательно присутствуют символические блюда, разложенные на кеаре — посуде, использующейся только для пасхального седера.
Мацу едят в память о том, что во время исхода израильтяне пекли пресные лепешки, так как не могли ждать, пока тесто забродит. Горькая и тертая зелень (марор и хазерет) символизирует горечь египетского рабства. Ее принято обмакивать в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые израильтянами в Египте, и море, пересеченное во время исхода. Смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина (харосет) напоминает своим цветом глину, из которой порабощенные евреи делали кирпичи.
На кеару кладут еще три символических блюда, которые не едят: прожаренный кусок баранины с косточкой (зроа) — напоминание о пасхальном агнце, не приносимом в жертву со времен разрушения Иерусалимского Храма, крутое яйцо (бейца) — символ рождения новой жизни народа, вышедшего из рабства, и весенний овощ (карпас).
За трапезой выпивают четыре бокала красного вина, соответствующие четырем фразам Книги исхода об избавлении израильтян от египетского ига, а также четырем чашам, упоминаемым в Книге бытия в рассказе виночерпия о своем сне Иосифу.
По традиции принято наполнять еще пятый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется на землю, чтобы возвестить о приходе ожидаемого иудеями Машиаха (мессии) и наступлении «дня Господня, великого и страшного». Его ожидание особенно напряженно в эту праздничную «ночь бдения», поэтому в конце седера в ознаменование «бодрствования духа» открывают входную дверь.
Одним из обязательных условий седера является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами: «В будущем году — в Иерусалиме!».
В синагогах во время пасхального богослужения читается Песнь Песней, что отражает связь Песаха с двумя архаичными сельскохозяйственными праздниками: праздником нового приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздником первой жатвы, когда уничтожался старый хлеб, а из пресного теста выпекался новый — маца. Впоследствии эти праздники были объединены торжеством в честь исхода из Египта — рождения еврейского народа как нации.
В Израиле Песах — пора массовых экскурсий и паломничеств в Иерусалим.
Согласно легенде, рассказанной в Ветхом Завете, много лет назад еврейский народ находился под рабством и гнётом египтян. Несмотря на такую жестокость и несправедливость, евреи верили в то, что к ним явится Бог и освободит от страданий.
И Бог явился. Он послал в Египет Моисея и его брата, чтобы те спасли народ от мучений. Моисей пришёл к египетскому фараону и потребовал от лица Господа освобождения евреев. Тот ответил отказом, так как не верил в Бога. В ответ на это Моисей решил доказать его существование правителю. Он навёл на египетский народ десять страшных казней: превратил воду Нила в кровь, устроил нашествие жаб, мошек, пёсьих мух и саранчи, заморил весь местный скот, покрыл тела египтян язвами и нарывами, явил гром, молнии и огненный град, покрыл Египет тьмой, а затем убил всех первенцев.
Фараон верил в колдунов, но они не смогли помочь исправить последствия казней, поэтому он отпустил евреев со своих земель. Позднее правитель передумал и пустился в погоню за своими бывшими рабами. Когда Моисей с освобождённым еврейским народом подошёл к морю, оно расступилось, и все смогли перейти на другой берег по его дну. Фараон же там утонул.
Еврейская Пасха (Песах) отличается от христианской своей историей, символами и обычаями. Празднуется она в честь спасения Богом еврейского народа от рабства в Египте. Традиционно отмечается 8 дней — первый и последний являются выходными днями, остальные —- праздничными буднями. В первый день Пасхи категорически запрещено работать, в синагоге проводится торжественная служба.
Главный обряд еврейского Песаха — праздничный ужин седер. На столе должны находиться маца, жареное мясо на кости, зелень, варёные яйца, тёртый хрен, яблоки и орехи. Каждый из этих продуктов имеет сакральный смысл, нарушать правила трапезы ни в коем случае нельзя. Также во время седера проводятся и другие ритуалы — читаются заповеди, молитвы, поются священные псалмы.
Уведомление: Христианская Пасха - Для милых дам!