«Бременским музыкантам» более 50 лет
Исполнилось 52 года легендарному анимационному мюзиклу студии Мосфильм «Бременские музыканты», премьера которого состоялась в 1969 г., а за последующие два года было выпущено 28 млн пластинок с песнями из него. О создании мультфильма рассказал поэт Юрий Энтин, который считает «Бременских музыкантов» своей первой большой успешной работой.
По его словам, режиссер Инесса Ковалевская в то время мечтала поставить большой мультфильм, где были бы одни песни, и поэт сразу предложил «Бременских музыкантов». Однако сказку братьев Гримм авторы сочли «скучноватой и маленькой».
Тогда Энтин встретился с артистом и писателем Василием Ливановым, который тогда трудился над сценарием по «Синей птице», и показал ему песню Разбойники, которую поэт написал сразу же, перечитав сказку, и которая вошла потом в мультфильм.
Ливанов, которому понравилась песня, сразу включился в работу. К компании бродячих музыкантов решили добавить Трубадура. Кроме того, по желанию композитора Геннадия Гладкова, отказавшегося писать музыку к мультфильму без любви, в действие ввели и Принцессу, а потом Короля.
«Работа закипела и протекла дружно и очень весело. Так появились бременские музыканты», — сказал Энтин.
В мультфильме пели знаменитые Муслим Магомаев и Олег Анофриев. Кроме того, впервые фонограмма была записана на фирме Мелодия с участием выдающихся музыкантов, лучшего по тем временам звукорежиссера Виктора Бабушкина, который затем стал главный звукорежиссером студии Мосфильм, и с использованием самой современной аппаратуры.
Успех превзошел все ожидания, ведь только за первые два года после выхода в свет пластинок с записью «Бременских» и «По следам Бременских» было выпущено 28 миллионов, отмечает Энтин.
Такой фантастический успех поэт объясняет несколькими причинами, в частности отсутствием воспитательно-патриотического нажима и так называемого «сюсю-реализма», которые до этого преобладали в детских песнях. «Эти сочинения нельзя было назвать поэзией, это было просто выражение материнских чувств, нежности, а сочинителями были в основном женщины. В Бременских музыкантах мы впервые избежали этого сюсюканья и каких-то особо ласкательных слов, мы избежали детских исполнителей», — пояснил Энтин.
«Но самое главное — наше сочинение абсолютно не было похоже ни на что, существовавшее тогда, в конце 60-х годов. Наши Бременские были настоящим открытием, прорывом к свободе. Тогда уже были известны и Beatles, и у нас в Бременских тоже была четверка музыкантов. Наши Бременские полюбились даже тогдашним стилягам, не признававшим ни одного сочинения «совка», — вспоминает поэт.
Затем по мультфильму был поставлен мюзикл с таким же названием. И с 1974 года Бременские стали жить самостоятельной жизнью — они были поставлены почти в 100 театрах России. Как рассказал Энтин, до сих пор к нему обращаются за разрешением поставить спектакль по этому произведению, и он с удовольствием дает это разрешение. Он рад, что Бременские продолжают жить, но честно признает, что сам уже активно не включается в эту работу иначе бы не смог заниматься ничем другим.