Что такое психоделики?
Группа психоделических препаратов или галлюциногенов включает в себя множество природных средств растительного происхождения: каннабис (гашиш, марихуана), пейотль, мускатный орех, псилоцибиновые грибы, семена ипомеи и т.д., а также синтезированные вещества, химические аналоги растительных препаратов: мескалин, псилоцибин, ЛСД.
Сюда же относят ЛНДВ — «летучие наркотически действующие вещества, — токсичные клеи и летучие растворители, используемые токсикоманами, но в силу их особой вредности и специфики употребления, а также невозможности вписать их в общую культурную традицию употребления галлюциногенов их описание выносится в отдельную главу. Термин «психоделический» образован соединением двух греческих слов: психе (душа) и делос (ясный, истинный, явленный) или делоо (прояснять, являть, показывать, проясниться).
Уже само значение термина говорит скорее о внутренней природе галлюцинации, о раскрытии потенций самой души, чем о внешней природе видений. Поэтому эффекты употребления психоделических веществ более чем когда-либо зависят от личности употребляющего, о чем подробно говорилось в главе об эйфории.
Все известные галлюциногены объединяются в общую группу благодаря способности вызывать непроизвольные галлюцинации, порождать спор тайную, неуправляемую психопатологически продукцию, психический автоматизм, наплыв образов и ощущений, часто не связанных с внешними раздражителями. Этот наплыв дезорганизует психику до степени психоза, вызывая расстройства сознания, восприятия, мышления, в отличие от других психотропных веществ вызывая разлад на всех уровнях, всех регистров психических функций.
Однако, если к таким «Легализуйте марихуану!». «Легализуйте ее!» — назывался альбом Питера Тоша. Растаманы также провели несколько «Международных конференций за каннабис». Конопля, по их мнению, позволяет уйти от левополушарного логического мышления европейцев к символическому, связанному с мировой гармонией. «Трава мудрости» и «Средство божественного очищения» — так называют марихуану представители нового мистицизма. Однако запрет остается в силе.
В чем же причина такой двойственности в оценке психоделических наркотиков? Во-первых, в наличии многовековых и даже многотысячелетних культурных традиций употребления галлюциногенов разными народами. Во-вторых, в их способности расширять сознание и дарить особенно острые эстетические ощущения. И в-третьих, — отсутствие физической зависимости и абстинентного синдрома в большинстве случаев. Остановимся на этих особенностях подробнее.
Именно природные галлюциногены, в отличие от остальных наркотиков, на протяжении тысячелетий использовались для получения магического опыта, опыта общения с высшими силами и трансцендентного познания. Мэрлин Добкин де Риос, известный американский этнограф, в своей монографии «Растительные галлюциногены», переведенной на русский язык, описала ритуальное использование психоделиков в одиннадцати традиционных культурах Северной, Центральной, Южной Америки, Азии, Африки, Сибири, Австралии, Новой Гвинеи в связи с системами их верований, космогонических представлений, анимистическими мифами, концепциями шаманства, тотемизмом, иерархией общественного устройства и т. д.
Несмотря на глубокую древность этих растений, при ритуальном использовании не обнаруживается сколько-нибудь значительного злоупотребления ими. Чувство самосохранения, а также особого благоговения перед магическими веществами уберегает племена от наркомании. Исследование 247 общественных образований показало отсутствие всякого злоупотребления и наркомании среди их членов. Однако ритуальное употребление отличается от «дикого» европейского наркотизма рядом аспектов: мотивами, организацией, наличием «режиссера» и «проводника» и т. д. Подробнее об этом можно прочесть в главе, посвященной ритуальному применению наркотиков.
Второй аргумент в защиту психоделиков — их способность расширять сознание и обострять восприятие. Как верно заключил Тимоти Лири, ЛСД — это наркотик не для всех, а для людей, обладающих определенным эмоциональным, психологическим и интеллектуальным опытом и ориентированных на активное созерцание. В этом случае богатство восприятия и преображение окружающего мира способствует осознанию его новых, неведомых ранее качеств и смыслов, при этом эстетические впечатления неразрывно связаны с познавательной деятельностью. Вальтер Н. Панке различает пять основных разновидностей психоделических ощущений:
1. Психотическое. Связано с чувством страха, паникой, параноидальным искажением представлений, чувством изоляции.
2. Познавательное. Быстрое мышление и обострение способности к логическим выводам. Многие проблемы предстают в новом свете.
3. Эстетическое. Повышение способностей восприятия. Человек видит звуки, вибрацию неодушевленных предметов, которые начинают жить богатой собственной жизнью, постигает прекрасную сущность обыденных вещей, наблюдает фантастические видения. Большую роль в обогащении впечатлений играет музыка, направляющая ход видений.
4. Психодинамическое ощущение. Человек постигает сущность важных явлений, которая до этого находилась в сфере подсознательного, делает оригинальные выводы.
5. Пиковое, космическое переживание. Ощущение целостности личности, смерть «Эго», чувство покоя, любви, неподвластности времени и пространству, ощущение эмоционального подъема, чуда существования, появление философского взгляда на окружающий мир, целостного знания, которое невозможно выразить словами.
Однако у людей нерешительных и эмоционально незрелых, не готовых к употреблению психоделиков, возникают серьезные осложнения. Психозы и страшные видения называют «bad trip» или «freak out».
Третий аргумент в защиту галлюциногенов — тот факт, что они не вызывают физической зависимости. По этому поводу давно ведутся оживленные споры. Действительно, в большинстве случаев физическая зависимость не формируется (хотя относительно препаратов индийской конопли почти доказано обратное, в отличие от cannabis Americana. она способна формировать зависимость, т.к. обладает большей наркогенностью). Однако все психоделики формируют стойкую психическую зависимость, с которой бывает очень трудно бороться.
Поэтому марихуана очень часто становится трамплином для других форм наркомании. Кроме того, людям, вполне осознанно употребляющим психоделики в небольших количествах и чувствующим в себе силы не попасть в наркотическую зависимость, необходимо учитывать, что психоделическое опьянение производит опасный переворот в психике, головном мозге и нервной системе, частое повторение которого может привести к необратимым нарушениям их функций, изменениям в мозговой ткани. Жертвы передозировок часто становятся пациентами психиатрических клиник. Употребляющий психоделические препарат должен быть абсолютно уверен в своем психическом здоровье, т. к. они имеют способность запускать дремавшие ранее психические заболевания!