Наука ли астрология?
Немало астрологов считают астрологию наукой. Большинство мировых академий и научных сообществ астрологию наукой не считает. В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона астрология поименована как …наука предсказывания судьбы человека по положению светил на небе. …признавалась многими астрономами и учеными старого времени (Парацельс, Карлан, Тихо де Браге, Кеплер и др.). Сам ход астрологического анализа, особенно на этапе интерпретации символов в терминах реальной жизни, связан с высокой степенью субъективности, и опирается в большей степени на интуицию астролога, чем на научное знание.
Небольшую часть традиционно астрологических знаний можно признать научными — это в первую очередь астрономические знания о движении планет, и развёрнутая классификация, связанная с описанием психологических состояний, характера и поведения людей, а также классификации событий. Нередко астрологи пользуются профессиональной терминологией, развитой в психологии.
Сам процесс работы с клиентом использует элементы психологии и психотерапии, и с этой точки зрения астрологию можно сравнить с практической психологией. Имеется также раздел астрологии — астропсихология — уделяющий особое внимание психологическим классификациям и работе с различными психическими состояниями.
Однако чисто «научная» часть астрологии достаточно бедна и явно недостаточна для решения большинства задач астрологического анализа. В последнее время предпринимаются попытки построить научную астрологию с использованием статистики, а также попытки автоматизации интерпретации карт рождения и прогнозов с помощью компьютера. Эти направления также развиваются и совершенствуются. Но пока все также успех анализа в значительной мере связан с интуицией астролога, который, входя в контакт с пациентом, достигает глубокой степени понимания его проблем, и через интуицию находит правильное объяснение символов астрологической модели. Детальность, проработанность и выразительность символьной системы способствует развитию интуиции астрологов, и не редки случаи, когда глубина анализа и выводов становится сопоставимой с ясновидением.