Хотим того мы того или нет, но нас окружают всевозможные товары, а значит и бренды. Советуясь с друзьями, какую марку того или иного изделия приобрести, мы осуществляем скрытую минирекламную кампанию. Но все же надо учитывать тот факт, что пропаганда всякого товара и агитация за какой-либо продукт становится только тогда скрытой рекламой, когда производитель платит деньги за его продвижение.
Скрытая реклама в художественных фильмах появилась с возникновением кинематографа, но она была случайной в силу того, что нельзя показать реальную жизнь, не упомянув даже название какого-то бренда. Как говорилось, мы живем в мире, где куда не повернись, а наткнешься на ту или иную торговую марку. Длительное время в кино существовала сама по себе, а рекламодатели и в ус не дули. Зачем платить за то, что и так достается бесплатно? Но со временем и они начали понимать эффективность такого способа продвижения своего продукта. Первым зафиксированным случаем эффективности скрытой рекламы в кинематографе можно считать 1982 год. «Инопланетянин». Тогда компания «Марс» отказалась сотрудничать со Стивеном Спилбергом, зато согласилась компания Hershey’s. После выхода «Инопланетянина» продажа шоколадок Reese’s Pieces выросла на 65%.
Скрытая реклама, появление товарного знака или фирменного изделия на экране получила даже свое название «product placement», которое переводится как «размещение продукта».
В отличие от телевидения, перейдя на новый формат FM, радио отказалось от создания радиоспектаклей, тем самым потеряв возможность использовать новый мощный ресурс пополнения своего бюджета и получения прибыли. Их уделом остается обычная радиореклама в Тамбове, например, или другом городе страны. Можно надеется, со временем какая-то из компаний решит вернуться к подзабытому формату, вдохновившись примером своих более удачливых киноколег. Тогда можно будет говорить о скрытой рекламе и на радио.
Как это не парадоксально, но скрытая реклама существовала и в советском кинематографе. Стоит только вспомнить, что в «Иронии судьбы, или С легким паром» герои демонстративно пьют «Советское шампанское», в Иване Васильевиче, меняющем профессию откровенно агитировали хранить деньги в Сберегательной кассе. Но фактически, это не было рекламой, потому что другого шампанского тогда не было, да и деньги, кроме Сбербанка, вложить было некуда. Сегодня ситуация изменилась. Только на продукты питания в российской киноиндустрии приходиться две трети всего рынка скрытой рекламы.